В последние годы в Абхазии разрабатываются и обсуждаются различные концепции и стратегии развития национальной экономики, практические аспекты взаимоотношений государственных органов управления и предпринимательских структур, предпринимаются определенные меры по их эффективному взаимодействию в целях решения общенациональных задач развития. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, экономические и социальные результаты взаимодействия бизнеса и государства пока еще не оправдывают ожиданий общества. Они не способствуют эффективному развитию бизнеса в реальном секторе экономики, а доходы, получаемые от деятельности предпринимательских структур, не оказывают должного влияния на рост благосостояния народа и решение социальных проблем общества.
На современном этапе государство не только в Абхазии, но и практически во всех постсоветских странах, пока еще не создало мотивационных условий для развития бизнеса и бизнес-сообщество не разделяет с государством ответственность за социальное благополучие общества.
При этом заметим, что в современных условиях Абхазии, рыночные механизмы саморегулирования без эффективной системы государственного управления и регулирования не состоянии:
Для реализации данных задач государственным органам управления Абхазии необходимо применять такие методы и инструменты государственного регулирования деятельности предпринимателей, которые будут одновременно их стимулировать на эффективное производство товаров и услуг, как в собственных коммерческих целях, так и на общенациональных интересах. В этих сложных социально-экономических условиях находясь между властью и бизнесом, граждане Абхазии пока не могут правовыми способами отстаивать свои экономические интересы. Возможности их влияния ограничены из-за слабого развития или отсутствия гражданского общества с присущими ему консолидирующими институтами. При этом, важно подчеркнуть, что процесс взаимодействия бизнеса, общества и государства в Абхазии ныне проходит только начальную стадию развития в отличие от западных стран и некоторых постсоветских государств, где уже набран определенных опыт в этой сфере жизнедеятельности.
В сфере взаимодействия бизнеса и государства в условиях Абхазии, на наш взгляд, в первую очередь, следует:
В современных условиях можно выделить ряд общих закономерностей, объективно присущих трансформационным социально-экономическим системам постсоветских стран, в том числе и Республике Абхазия:
1) наличие определенной нестабильности в период перехода от одной социально-экономической системы к другой, в частности, от планово-распределительной к рыночной системе хозяйствования, причем в условиях, когда базовые основы последней еще не сформировались;
2) важным условием выхода из трансформационного застоя является создание в течение короткого периода времени новых эффективных собственников-предпринимателей, а также экономических и институциональных условий воспроизводства адекватных современному уровню развития рыночных отношений;
3) необходимость создания современной рыночной инфраструктуры, включая банковский сектор, фондовый рынок, торгово-посреднической инфраструктуры, которые позволят осуществлять перелив ресурсов от неэффективных производств к эффективным предприятиям;
4) экономика в этих странах еще не сложилась как целостная, взаимосвязанная структура, что связано с неразвитостью ее основных воспроизводственных элементов;
5) наличие альтернативных процессов развития, выражающихся в отсутствии заранее предопределенных моделей будущей новой социально-экономической системы, что позволяет вносить определенные коррективы в модели развития в соответствии с меняющейся внутренней и внешней обстановкой.
Практика переходного периода в постсоветских странах свидетельствует о том, что на результаты рыночной трансформации влияют не столько выбранная той или иной страной модель трансформации, а сколько исходные экономические условия, включающие:
— структуру национальной экономики;
— ее открытость к мировой экономике;
— развитость малых форм предпринимательства;
— бессистемность экономической политики;
— факторы чрезвычайного характера и т.п.
Часть этих условий способствует успешной рыночной трансформации, а другие ее сдерживают.
Сравнительное исследование моделей переходных экономик показывает, что с точки зрения способа экономического управления и регулирования трансформационные экономики можно разделить на два основных вида:
— для первого вида экономик характерен демонтаж системы централизованного планового распределения ресурсов и формирование вместо нее базовых элементов рыночной системы хозяйствования с определенной степенью государственного воздействия на деятельность рыночных субъектов. Подобные процессы характерны для всех постсоветских стран, в т.ч. и Абхазии.
— в экономиках второго вида, характерных для КНР, Белоруссии и некоторых других стран, формируется двухсекторная модель. В данной модели в одном секторе в течение длительного периода времени сохраняются методы прямого централизованного распределения ресурсов, осуществляемое государственными институтами, а в другом – функционируют рыночные механизмы саморегулирования в сочетание с косвенными методами государственного регулирования.
При сравнении двух этих моделей экономик по способам перехода к рынку у второго вида наблюдается более стабильная и благоприятная макроэкономическая динамика. На наш взгляд, современным специфическим условиям Абхазии более приемлем практическое использование этой модели развития.
Экономические реформы в Абхазии и формирование предпринимательского сектора осуществляется путем трансформации государственной собственности, в условиях которой возникают предприятия разных форм собственности, с участием как национального, так и иностранного капитала. Производственная деятельность в них осуществляется с использованием ручного, механизированного и инновационных компьютерных способов хозяйствования. Подобное обстоятельство дает основание определить национальную экономику республики как многоукладную и разбалансированную, в рамках которой сосуществуют различные способы хозяйствования. Однако по мере их развития и совершенствования будет складываться боле устойчивая смешанная социально-экономическая система.
Необходимо учитывать, что трансформация государственной собственности и формирование предпринимательства в Республике Абхазия осуществляется в особых условиях, связанных со следующими обстоятельствами:
Прежде всего, эти объективные причины, наряду с объявленными некоторыми странами СНГ в середине 90-х годов ХХ века экономическими санкциями, являлись сдерживающими факторами для проведения успешной государственной экономической политики по развитию национальной экономики и предпринимательства в Абхазии.
С конца 90-х годов Россия, уже в одностороннем порядке начинает смягчать режим экономических санкций, свидетельством чему являются два постановления (1998 и 1999 годов) Правительства России о поставках продукции в Абхазию и вывозу продукции из ее территории по определенным квотам. Эта мера позволила Абхазии в 1999 году добиться положительного баланса внешнеторгового оборота, когда экспорт впервые превысил импорт на 25,0 млн. руб.
В Абхазии, и властные государственные структуры и общество в целом, придерживаются указаниям Первого Президента, В.Г. Ардзинба, который в начале 2000 года в своем Послании Парламенту отмечал: «Одним из главнейших стратегических целей является восстановление экономических и иных отношений с Россией. Наиболее перспективным внешнеполитических приоритетов Республики Абхазия является направлением для реализации этой задачи является развитие отношений с субъектами Российской Федерации, как на уровне органов государственной власти, так и на уровне местных органов власти и различных хозяйствующих субъектов».
В Абхазии существует реальная возможность политическим партиям, движениям, другим социальным группам общества, высказывать разные точки зрения на будущее развитие нашего государства. Однако, во взаимоотношениях с Россией в стране существует консолидированное мнение, о том, что экономика Абхазии не может эффективно развиваться без широкомасштабного вовлечения ее хозяйственных систем во внешнеэкономические связи с субъектами хозяйствования Российской Федерации. В этом смысле, международное признание государственности Абхазии Россией в 2008 году, создало благоприятные условия для выхода на внешний российский рынок большого числа хозяйствующих субъектов республики, осуществляющих различные внешнеэкономические операций.
Ныне очевидно, что двадцатипятилетняя практика независимого политического и социально-экономического развития бывших советских республик свидетельствует о том, что политика изолированного, т.е. автаркического развития, имевшая место в этих странах, не привело к их стабильному и эффективному развитию. Тем более, Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 и 2014-2015 годов демонстрирует взаимозависимость национальных экономик разных стран мира и невозможность их изолированного развития. В то же самое время, по мнению авторитетных ученых и экспертов России, экономические кризисы катализируют интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Современная внешнеэкономическая стратегия Республики Абхазия направлена, прежде всего, на: а) защиту экономического суверенитета страны; б) обеспечение экономической безопасности общества и государства; в) стимулирование развития экономики республики на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества с субъектами Российской Федераций и другими странами, признавшими независимость нашего государства.
На реализацию данной стратегической задачи направлены заключенные в 2009-2018 гг. межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения между Абхазией и Россией (всего их более 120), многие, из которых успешно реализуются.
В современной геополитической ситуации, особое значение имеет Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, заключенном между Республикой Абхазия и Российской Федерацией в 2014 году, в котором заложены базовые предпосылки, обеспечивающие безопасное функционирование нашего государства на перспективный период.
В целом внешнеэкономическая деятельность Абхазии с Россией ныне осуществляется в следующих основных формах: а) внешняя торговля; б) привлечение инвестиций и осуществление совместного предпринимательства; в) научно-техническое сотрудничество; г) участие Росси и ее регионов в реализации в Абхазии различных социально-гуманитарных проектов и др.
В частности, доля России во внешнеторговом обороте с Абхазией в последние пять лет составляет в среднем более 80%, в том числе: по экспорту около 80 % и по импорту более 80%.
В структуре импорта из России преобладают: продовольственные товары – 33,7%, минеральные продукты – 33,1%, продукция химической промышленности – 11,6%, машины, оборудование и транспортные средства – 6,8%, металлы и изделия из них – 5,4%.
Структура экспорта из Абхазии в Россию не диверсифицирована и представлена 2-3 базовыми товарными позициями: алкогольная продукция занимает 93% от общего объема экспорта, цитрусовые культуры более 4% и прочая сельскохозяйственная продукция около 3%.
Российская Федерация является важным инвестиционным партнером Абхазии и занимает первое место по объему прямых инвестиций в экономику Абхазии. Причем, ежегодно увеличивается количество российско-абхазских предприятий и на 2017 год зарегистрировано 237 предприятий, со 100% капиталом участия России и около 240 совместных предприятий. Общий объем прямых иностранных инвестиций из России в Абхазию в 2016 году составил 3,9 млн. дол. США, а из Абхазии в Россию – 0,15 млн. долл. США.
Внешнеэкономические факторы в целом содействуют становлению и развития частного предпринимательства в Абхазии.
По официальным данным Управления государственной статистики Республики Абхазия из всех организационно-правовых форм предприятий Абхазии за 2015-2018 гг. (Таблица 1), доминирующее положение из всех коммерческих предприятий занимают общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, общий удельный вес которых в 2018 г. составило 95,2%.
Таблица 1. Численность предприятий и организаций по организационно-правовым формам за 2015-2018 гг., единиц[1].
Наименование |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, %[1] |
Всего предприятий в т.ч. |
3027 |
3714 |
4173 |
4352 |
143,8 |
Юридические лица, коммерческие организации |
2257 |
2720 |
3056 |
3265 |
144,7 |
Акционерные общества |
33 |
34 |
37 |
39 |
118,2 |
Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью |
2121 |
2570 |
2891 |
3108 |
146,5 |
Производственные кооперативы |
2 |
2 |
2 |
1 |
50,0 |
Унитарные предприятия |
96 |
109 |
121 |
112 |
116,7 |
Юридические лица, некоммерческие организации |
747 |
963 |
1068 |
1031 |
138,0 |
Неправительственные международные организации |
1 |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
Организации без образования юридического лица |
22 |
30 |
48 |
55 |
250,0 |
[1] Темп роста подсчитан путем сопоставления данных 2018 г. к 2015 г.
В целом развитие негосударственного сектора в Абхазии, характеризуют данные, содержащиеся в таблице 2, которые свидетельствуют о рыночных трансформациях в реальном секторе экономики. Так, за 2015-2018 гг. доля негосударственного сектора растет в валовом объеме произведенной промышленной продукции и составляет 96,5%, в розничном товарообороте – 99,6%, в общем объеме платных услуг населению – 77,1%, но при этом, доля занятости снижается на 0,4 процентных пункта.
Таблица 2. Удельный вес в экономических показателях секторов экономики РА за 2015-2018 гг., в процентах к итогу.
Показатели развития секторов национальной экономики |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1. В производстве промышленной продукции: — государственный сектор — негосударственный сектор |
5,5 94,5 |
3,4 96,6 |
4,0 96,0 |
3,5 96,5 |
2. В объеме розничного товарооборота: — государственный сектор — негосударственный сектор |
0,7 99,3 |
0,6 99,4 |
0,5 99,5 |
0,4 99,6 |
3. В объеме платных услуг населению: — государственный сектор — негосударственный сектор |
20,6 79,4 |
20,3 79,7 |
22,8 77,2 |
22,9 77,1 |
4. В численности занятости в экономике: — государственный сектор — негосударственный сектор — прочие организации |
75,1 23,7 1,2 |
75,7 23,0 1,2 |
75,2 23,7 1,1
|
73,4 23,3 1,3 |
[1] Подсчитано по: Статистический сборник «Абхазия в цифрах». Управление госстатистики РА. Сухум, 2019. http://ugsra.org/abkhaziya-v-tsifrakh/2018-god.phphttp://ugsra.org/abkhaziya-v-tsifrakh/2018-god.php
Среднемесячная заработная плата за тот же период в секторах экономики Республики Абхазия представлена в таблице 3 и показывает неравномерный его рост в разных секторах экономики, и по сравнению с 2015 годом в 2018 году наблюдается положительная динамика.
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата в Абхазии за 2015-2018 гг., тыс. руб.
Сектора национальной экономики |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, %[1] |
По всей национальной экономике |
9,1 |
10,1 |
10,3 |
10,8 |
118,7 |
В государственных предприятиях В негосударственном секторе |
10,3 9,4 |
12,9 10,3 |
13,1 10,5 |
13,0 10,9 |
126,2 115,9 |
В прочих организациях |
13,4 |
13,1 |
12,0 |
14,4 |
107,5 |
[1] Темп роста подсчитан путем сопоставления данных 2018 года к 2015 году.
Однако, нельзя не заметить низкий уровень заработной платы в негосударственном секторе (10,9 тыс. руб.) по отношению к государственному сектору (13,0 тыс. руб.).
Можно констатировать, что ныне в экономике Абхазии формируется двухсекторная модель национальной экономики, т.е. в республике целенаправленно, а частью стихийно, происходит разделение сфер деятельности и ответственности между государством и предпринимательством. В этих условиях в руках государства остаются практически все основные виды деятельности по производству общественных благ и услуг.
На данном этапе развития Абхазии подобное положение является объективной необходимостью, так как, государственный сектор обеспечивает равномерный доступ к общественным услугам всего населения, создавая тем самым социальную стабильность в обществе.
Эффективное функционирование национальной экономики наиболее полно отображается на состоянии государственных денежных финансов, мобилизуемых через налогово-бюджетную систему и обеспечивающие социально-экономические и политические устои общества (Таблица 4).
Таблица 4. Параметры исполнения государственного бюджета Республики Абхазия за 2015-2018 гг., в фактических ценах, млрд. руб.
Параметры государственного бюджета |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, %[1] |
Доходы Расходы Дефицит Профицит |
6,3 6,7 -0,4 — |
10,1 9,8 — +0,3 |
10,2 9,8 — +0,4 |
9,2 8,8 — +0,4 |
146,0 131,3 — — |
[1] Темп роста подсчитан путем сопоставления данных 2018 года к 2015 году.
Общая сумма безвозмездной финансовой помощи Российской Федераций за 2016-2018 гг. составила 15,2 млрд. руб., которая была направлена на финансирование социально-экономического развития Абхазии и на бюджетные инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики.
Особое значение для эффективного функционирования национальной экономики имеет государственная денежно-кредитная политика, направленная на формирование и развитие банковской системы – необходимого института рыночной экономики.
Динамика поступления и расходования наличных денежных средств через кассы банков Республики Абхазия за 2015-2018 гг. отображена в таблице 5, из которой видно, что в республике оборачиваются значительные суммы наличных денег.
Таблица 5. Динамика поступления и расходования наличных денег в Республике Абхазия за 2015-2018 гг., млрд. руб.
Движение денежных средств |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста, %[1] |
1. Поступление денег 2. Расходование денег 3. Остаток денежных средств |
28,3 26,3 +2,0 |
28,6 28,8 -0,2 |
28,8 25,5 +3,3 |
28,9 24,1 +4,8 |
102,1 91,6 — |
[1] Темп роста подсчитан путем сопоставления показателей 2018 года к 2015 году.
Одним из основных макроэкономических показателей, определяющих уровень развития национальной экономики является ВВП страны, который в 2015 г. равнялся 28,6 млрд. руб., а в 2018 г. – 31,9 млрд. руб., темп роста составил 111,5%.
Сопоставление денежной массы к ВВП за 2018 г. составляет 90,6%, что свидетельствует о высоком уровне его обеспеченности. Однако в республике ощущается недостаток наличных денег для введения в действие многих разрушенных в ходе военных действий объектов производственного и социального назначения.
Как определено в «Стратегии социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 г.»[1] современное социально-экономическое развитие страны и ее место в мировом хозяйстве можно определить путем использования определенной методологии, т.е. общепризнанных в мировой системе способов классификации экономик разных стран мира, которые осуществляются на основе определенных критериев:
— в 2018 году из общей суммы всех расходов Государственного бюджета (8,8 млрд. руб.) на заработную плату было направлено 38,6% (3,4 млрд. руб.), на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура, спорт и др.) – 35,2% (3,1 млрд. руб.);
— через Внебюджетные социальные фонды на социальные нужды общества в 2018 году выделены более 1,3 млрд. руб.;
— в совокупности на социальные нужды граждан республики направлено 7,8 млрд. руб. или 88,6% от всех расходов государства.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии национальной экономики Абхазии, ее современная экономическая модель продолжает функционировать по инерционному сценарию развития и характеризуется определенными негативными элементами:
1) низкими темпами роста экономических показателей развития в реальном секторе экономики, вызванного, как объективными, так и субъективными причинами, в т.ч. из-за слабого уровня производственного менеджмента и инфраструктурного его обеспечения;
2) ростом масштабов региональных диспропорций;
3) высоким уровнем занятости в системе государственного управления;
4) значительным разрывом в доходах населения;
5) низким платежеспособным спросом населения;
6) недоступностью банковского процента для начинающих предпринимателей;
7) недостатками в системе налогообложения, носящей исключительно фискальный характер и не стимулирующей предпринимателей на расширение бизнеса;
8) зависимостью бюджетных расходов от финансовых вливаний из российского бюджета и др.
В тих условиях без целенаправленной государственной экономической политики, ставящей стратегической целью активную, разностороннюю государственную поддержку всех субъектов хозяйствования, нельзя рассчитывать на эффективное функционирование всей национальной экономики. При этом взаимоотношения государственных органов управления и предпринимательских структур должны быть построены на партнерских началах, и только в этом случае можно достичь эффективности в функционировании частного и государственного секторов экономики. Это, в свою очередь, будет способствовать модернизации всей национальной экономики и ее инфраструктуры, позволяющей государственным органам власти эффективно выполнять свои базовые функции в обществе, направленных на защиту общенациональных интересов.
В этих непростых для Абхазии, внутренних социально-экономических условиях и ограниченных внешних связях, государственным органам управления необходимо осуществлять стратегическое управление и планирование, которые:
а) расширяют систему целевых ориентиров республики;
б) стимулируют перенос акцента с количественных показателей развития на качественные характеристики динамики;
в) позволяет мобилизовать все ресурсы, имеющиеся в стране на решение актуальных задач социально-экономического развития.
В этом случае появиться возможность сформировать эффективную модель социально-экономического развития страны, отвечающая национальным интересам общества, и государственная стратегия развития получит активную поддержку со стороны широких общественных слоев населения.
Институт экономики и права АНА.
Сухум, 2019 г.
[1] Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 г. – ЦСИ при Президенте РА. – Сухум, 2015. – С. 188-192. — Режим доступа: http://ru.abkhaziastrategic.org/wp-content/uploads/2015/12/Strategia-Abkhazia-2025.pdf