СОДЕРЖАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ
Тема 1.Экономический и правовой мониторинг законодательных и других нормативно-правовых актов Республики Абхазия.
Этапы:
а) анализ реализации законодательных и иных нормативно-правовых актов РА – 1-3 кв. 2019 г.
б) подготовка предложений по совершенствованию системы налогообложения в РА – 4 кв. 2019 г.
Исполнители: д.э.н., проф., акад. АНА Шалашаа З.И., к.ю.н., доц. Пилия Д.Э. – научные руководители, к.э.н. Гулиа А.Р., к.ю.н. Гуния А.А., Багба А.Н., к.э.н. Голеузова Э.С., Цаава Л.Б., Адзинба К.Г., к.т.н. Кварчия Л.Г.
Актуальность темы научного исследования связана с тем, что в современных условиях Абхазия находится на этапе формирования новой социально-экономической системы, при котором происходят преобразования в социально-экономической и правовой сферах, что в свою очередь, требуют внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и другие нормативные-правовые акты РА. Отметим, что результаты законотворческого процесса не всегда в полной мере отражают динамику и направленность социальных процессов. Возникающие между законодательными установлениями и общественными потребностями «нестыковки» имеют различную природу, политико-правовую и социальную цену. Анализ содержательных и процедурных аспектов внесения изменений в законодательство позволяет расширить и обогатить представления об арсенале средств правового воздействия, способствует принятию взвешенных и одновременно быстрых организационно-управленческих действий, раскрывает социальную ценность, экономичность и, в конечном счете, справедливость законотворческой и интерпретационной деятельности.
Исследования, проводимые в рамках данной научной темы, носят не только теоретический, но и научно-прикладной характер.
Теоретическая новизна научной работы состоит в том, что в ней предлагаются наиболее эффективные инструменты государственной экономической политики в форме налоговых инструментов регулирования, которые, в свою очередь, содействуют эффективному функционированию предпринимателей.
2.1. Проект поправок в Закон РА «О налоге на добавленную стоимость»
В рамках реализации НИР в ИЭП АНА в апреле 2019 г. обратилась НП «Ассоциация предпринимателей Абхазии» с просьбой о проведении экспертизы Закона РА «О налоге на добавленную стоимость» (от 30 ноября 2018 г.) и подготовки необходимых поправок в действующий Закон. В результате проведенного исследования Шалашаа З.И., Гулиа А.Р., Багба А.Н. подготовлены предложения для внесения изменений в действующие законы по налогообложению, в т.ч. и в Закон РА «О НДС».
Одним из важнейших направлений деятельности государственных органов власти в Абхазии должен быть поиск оптимальной системы налогообложения, которая способствовала бы успешному развитию предпринимательства и обеспечивала бы необходимый и достаточный уровень государственного бюджета страны. В этих целях необходимо проведение трансформации налоговой системы республики и разработка нового механизма налогообложения доходов национальных предпринимателей и субъектов внешнеэкономической деятельности.
Основной целью налоговой политики в условиях Абхазии должна быть наряду с максимальной собираемостью налогов и решение таких важнейших задач, как:
а) формирование более справедливой налоговой системы по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных социально-экономических условиях и отвечать принципу социальной справедливости;
б) поддержка и защита национальных производителей путем проведения протекционистской политики;
в) содействие экономической стабилизации в республике и экономическому росту;
г) соблюдение принципа единого подхода ко всем налогоплательщикам, в том числе участникам внешнеэкономической деятельности.
Налоговая система Абхазии нуждается в системном реформировании в целях материальной поддержки и стимулирования, прежде всего, деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), что реально содействует решению одной из острых макроэкономических проблем страны – увеличению уровня занятости.
По реформе налога на добавленную стоимость (НДС).
НДС – это налог, которым облагаются предприятия, создающие дополнительную рыночную ценность товару или услуге и вычисляемый исходя из разницы между новой рыночной стоимостью и предыдущей, т.е. в этом случае товар или услуга продается по более дорогой цене. Другими словами, он исчисляется из разницы между выручкой от продажи товара или услуги и суммой средств, затраченных на покупку данного товара, материалов или сырья у сторонней организации (это может быть как создание более сложного продукта, так и простая перепродажа купленного ранее товара по более дорогой цене), как это имеет место в Абхазии.
Бремя данного вида налога не ложится исключительно на бизнес, так как когда готовый продукт поступает в розничную продажу, за него платит покупатель (физическое или юридическое лицо).
Известно, что декларацию в ИМНС подает предприятие (как налоговый агент), а проигрывает в цене, в конечном счете, покупатель, возмещая налог косвенным образом продавцу (при оплате покупатель отдает дополнительные 10% стоимости, заложенные в товар).
В свете вышеизложенного наши предложения по реформе НДС и общие выводы следующие:
В настоящее время НДС в РА устанавливается по ставкам в размере:
а) 0% — на продовольственные товары, лекарственные препараты и другие товары, оборудование, по перечню определяемой Кабинетом Министров Абхазии;
б) 10% — на другие виды товаров (работ, услуг).
(100% платежей поступает в республиканский бюджет).
На практике это косвенный платеж, введенный после объявления режима беспошлинной торговли между РА и РФ в 2015 г.
По Закону «О НДС» (1994 г.) налог взимался только с наценки, а не со всего оборота товара.
В целях предоставления предприятиям-импортерам, завозящим широкий спектр товаров, которые в республике не производятся, и вынужденных отвлекать из оборота значительные суммы денежных средств, требуемых для уплаты НДС при их ввозе (раньше фактической реализации товаров), на наш взгляд, следует увеличить налоговый период сроком до 3-х месяцев, в течение которого предприниматели смогут реализовать свой товар и внести необходимые платежи в ГБ.
Целесообразно пропорциональное распределение сумм НДС (50 на 50%) между республиканским и местными бюджетами, по месту функционирования плательщиков НДС и места их регистрации в ИМНС.
Изучить возможность установления разных ставок НДС:
1) 0% — на ввоз продовольственных товаров первой необходимости, лекарственных препаратов и других товаров, оборудование, по перечню определяемой Кабинетом Министров Абхазии в соответствии с ТН ВЭД;
2) 5 % — на другие виды продовольственных и промышленных товаров, не производимых в РА, также определяемых перечнем Кабинета Министров РА в соответствии с ТН ВЭД;
В целях создания равных конкурентных условий для налогоплательщиков НДС, Кабинету министров РА и ГТК, необходимо приняты оперативные меры по пресечению завоза неучтенных товаров, пресечению «серых» схем импорта, от которых добросовестные налогоплательщики проигрывают в конкурентной борьбе на внутреннем рынке. В этой связи, отказаться от практики применения списков по освобождению всех видов номенклатуры товаров за исключением перечня освобожденных операций и товаров, прописанных непосредственно в Законе об НДС (кроме п. 25 ст. 6 и п. 3,11,12 ст. 7).
До принятия Парламентом РА изменений и дополнений в Закон «О НДС» и введения их в практику, рекомендовать таможенным и налоговым органам РА отказаться от практики применения санкции по принудительному взысканию образовавшихся задолженностей методом блокирования банковских счетов предпринимателей.
Предусмотреть возможность внедрения системы налогового кредита в республике как одного из инструментов поддержки субъектов МСП.
Государственным органам управления в своей деятельности необходимо отстаивать общенациональные интересы, которые не должны противоречить экономическим интересам, как государства, так и предпринимательских структур и в этом случае можно добиться стабильного и эффективного социально-экономического развития Республики Абхазия.
Предложения научных сотрудников ИЭП АНА по реформе НДС внесены в Проект Парламента РА «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Абхазия в части регулирования НДС» (исх. № 879 от 19 июля 2019 г.).
2.2. Проект поправок в Трудовой кодекс Республики Абхазия.
Научным сотрудником ИЭП АНА Цаава Л.Б. подготовлены предложения для внесения поправок в Трудовой кодекс РА.
С 1 января 2017 года в Республике Абхазия вступил в действие новый трудовой кодекс. К сожалению, при разработке нового кодекса Академия наук Абхазии и члены Общего Собрания Академии наук Абхазии (далее – АНА) не были предупреждены и поэтому не смогли послать свои поправки и предложения. Последствием этого явилось упущение, связанные с деятельностью в сфере науки. А именно, назначения ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска для работников научной сферы, имеющих ученую степень, а также не урегулированы вопросы, связанные с назначением и утверждением сотрудников системы Академии наук Абхазии, в связи с выборностью должностей.
В соответствии с Трудовым кодексом целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
При этом Трудовой кодекс устанавливает различия, предпочтения, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства, не является дискриминацией.
Трудовое законодательство содержит значительное количество подобных различий и предпочтений, обусловленных разными обстоятельствами. Так, один из подобных примеров должен касаться научной сферы деятельности.
Исходя из вышеизложенного, научным сотрудником ИЭ АНА Цаавой Л.Б. предложены следующие поправки к Трудовому кодексу РА:
Статья 161. Система оплаты труда.
Глава 32. Особенности регулирования труда других категорий работников.
Статья 2701. Особенности регулирования труда научных работников.
– Положение «О порядке аттестации научных работников и руководителей научных организаций, подведомственных Академии наук Абхазии (АНА)».
– Форма списка опубликованных и приравненных к ним научных работ Государственных научных учреждений Академии наук Абхазии (ГНУ АНА).
2.3. Ведущим научным сотрудником ИЭП АНА, к.т.н. Кварчия Л.Г. подготовлены проекты законов и других нормативных и правовых актов, которые представлены в Министерство экономики РА:
Практическая значимость результатов научного исследования по вышеназванным темам заключается в возможности использования:
а) содержащихся в ней предложений и рекомендаций при реализации государственной экономической политики РА;
б) органами государственной власти при внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и другие нормативно-правовые акты РА;
в) в учебном процессе по экономическим и правовым специальностям.
2.4. В отчетный период научным сотрудником Гуния А. А. принимал участие в разработке и последующем представлении в установленном порядке следующих проектов Законов Республики Абхазия:
— проект Закона Республики Абхазия «О сельском хозяйстве»;
— проект Закона Республики Абхазия «Об образовании».
Важно отметить, что в Республике Абхазия до настоящего времени отсутствовали законодательного акта, регламентирующие отношения в таких основополагающих сферах как образование и образовательная деятельность, сельское хозяйство и сельскохозяйственное производство.
Проектами вышеназванных законодательных актов устанавливаются правовые, организационные и экономические основы в области образования и сельского хозяйства, вводится понятийно-категориальный аппарат, утверждаются принципы государственной политики в соответствующей области регулирования, компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений в сфере образования и сельского хозяйства, порядок осуществления контроля и надзора в области образования и сельского хозяйства. Принятие данных законопроектов позволит решить такую проблему отсутствия некоторых необходимых законодательных актов.
С целью придания научным исследованиям в области права и экономики большего практического значения в интересах развития Республики Абхазия, совершенствования имеющихся механизмов межведомственного взаимодействия при реализации нормотворческой функции органами государственной власти, реализации принципа обязательности проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов в отчетный период научным сотрудником Гуния А. А. разработана:
— целевая программа «Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления» (статус: правительственная, межведомственная; исполнитель программы – ИЭП АНА).
Данная целевая программа направлена на решение следующих задач:
— создание и совершенствование имеющихся механизмов межведомственного взаимодействия при реализации нормотворческой функции органами государственной власти и государственного управления;
— распространение практики размещения государственных заказов на выполнение правовых исследований, научную разработку и экспертизу проектов нормативных правовых актов, заключение государственными органами соответствующих договоров на выполнение прикладных исследований для государственных нужд с научными учреждениями АНА;
— адресная финансовая поддержка и оплата труда молодых ученых, экспертов и исполнителей, участвующих в реализации программных мероприятий и разработке проектов нормативных правовых актов;
— формирование рабочих групп из разработчиков заранее определенных проектов нормативных правовых актов, объединяющих компетентных работников органов государственной власти, отечественных научных учреждений и научных работников ИЭП АНА, практикующих юристов к разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов.
Реализация данной целевой программы планируется на базе ИЭП АНА.
Стадия готовности к практическому применению:
В частности, названный в п. 2.4. настоящего Отчета проект Закона Республики Абхазия «О сельском хозяйстве» и проект Закона Республики Абхазия «Об образовании» доработаны, согласованы с компетентными органами государственного управления и представлены в установленном порядке Министерством просвещения Республики Абхазия и Государственным комитетом Республики Абхазия по сельскому хозяйству субъекту законодательной инициативы – Президенту Республики Абхазия с целью последующего представления в Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия.
Указанный проект целевой программы «Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления» доработан и находится на стадии согласования.
Тема 2. Разработка инструментов таможенно-тарифного регулирования и экономического стимулирования деятельности предпринимателей-участников ВЭД в РА.
Этапы:
а) научное исследование мер таможенно-тарифного регулирования деятельности субъектов ВЭД – 1-2 кв. 2019 г.;
б) разработка инструментов экономического стимулирования деятельности национальных предпринимателей-экспортеров – 3-4 кв. 2019 г.;
Исполнители: д.э.н., проф., акад. АНА Шалашаа З.И. – научный руководитель, к.э.н. Гулиа А.Р., Багба А.Н., к.э.н. Голеузова Э.С., д.э.н., проф. Жангоразова Ж.С., д.э.н., доц. Шаталова О.И., Цаава Л.Б., Аристава А.Ш.
Актуальность темы научного исследования вытекает из того, что в современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО.
С целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли необходимо форматирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования РА. Таким образом, для обеспечения открытости национальной экономики без существенной потери доходной части бюджета актуальной является задача разработки инструментов таможенно-тарифного регулирования и экономического стимулирования деятельности предпринимателей-участников ВЭД в РА. Главной целью управления в системе таможенных органов является обеспечение реализации экономической политики Республики Абхазия.
Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу как фискальному органу государства, деятельность которого направлена на:
— формирование доходов государственного бюджета;
— повышение роли таможенной службы как правоохранительного органа по противодействию поступления на таможенную территорию РА контрабандных товаров;
— укрепление интеграции таможенной службы Абхазии с таможенными службами России;
— удовлетворение социальных запросов сотрудников таможенной службы.
Становление современной эффективной системы государственной службы, в том числе и в таможенных органах, связано с необходимостью решения ряда проблем:
— эффективность деятельности государства и благополучие общества определяются, прежде всего, качественным исполнением функций управления во всех ветвях государственной власти, состоянием государственного аппарата и, в первую очередь, его кадрового потенциала;
— государственную службу необходимо превратить в средство формирования правового государства, обеспечивающего необходимые условия его взаимодействия с обществом и отдельным гражданином.
В работе определены шесть групп оценки эффективности таможенных органов:
►эффективность таможенной политики;
►эффективность таможенного администрирования;
►эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
►эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
►эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
►эффективность деятельности государственных служащих таможенных органов.
В целях обеспечения органов государственной власти информацией о состоянии внешней торговли Республики Абхазия, контроля над поступлением в республиканский бюджет таможенных пошлин, налогов, валютного контроля, анализа состояния и развития внешней торговли, ее торгового и платежного балансов, функциями таможенных органов Абхазии являются:
— сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу Республики Абхазия;
— представление и публикация данных таможенной статистики и др.
Теоретическая новизна научной работы состоит в том, что ученым секретаарем ИЭП АНА к.э.н. Голеузовой Э.С., ведущим научным сотрудником Гуния А.А. и научным сотрудником Адзинба К.Г. подготовлены предложения для внесения в ряд законодательных актов РА:
– ликвидацию понятия «исключительные случаи» при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
– исключение залога товаров и транспортных средств как способа обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
– исключение возможности предоставления Государственным таможенным комитетом (ГТК) РА предоставления экспортерам и импортерам товаров беспроцентной отсрочки уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с действующим таможенным законодательством Республики Абхазия, плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей в исключительных случаях. ГТК РА считает целесообразным исключить из ст.116 ТК РА понятие «исключительные случаи» и представлять плательщику отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Абхазия.
Также, в виду отсутствия специально отведенных помещений (таможенных складов, складов временного хранения) для размещения объектов движимого имущества под залог, ГТК РА считает целесообразным исключение из ст.117 ТК РА залога товаров и транспортных средств, как способа обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.
В соответствии со ст.9 Закона о ставках ТП и ТС ГТК РА имеет право предоставлять экспортерам и импортерам товаров беспроцентную отсрочку от уплаты таможенных пошлин сроком до 1 месяца при наличии письменно подтвержденной гарантии банка, если сумма пошлины, подлежащая уплате, не превышает 5000 (пять тысяч) долларов США. Таким образом, беспроцентная отсрочка предоставляется только на один вид таможенного платежа – таможенную пошлину и не распространяется на акциз, налог на добавленную стоимость, таможенный сбор. Тем самым, ГТК РА предлагает исключить указанную статью из Закона о ставках ТП и ТС с целью устранения коллизии, выразившейся в отсутствии в ТК РА возможности предоставления ГТК РА беспроцентной отсрочки от уплаты таможенных пошлин;
— Положение о лицензировании деятельности, связанной с хранением, распространением, применением, производством взрывчатых материалов промышленного назначения, ведением взрывных работ.
— Об утверждении «Положения о порядке лицензирования деятельности по промышленной переработке табака, производству табачных изделий, оптовой продаже табачных изделий и ферментированного табака».
— Об утверждении «Положения о порядке лицензирования деятельности по сбору, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов».
— О некоторых нормативных правовых актах Кабинета Министров Республики Абхазия в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
— Положение о порядке лицензирования деятельности по оптовой реализации алкогольной продукции и пива.
— Об утверждении «Перечня органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности» и «формы бланка лицензии».
— Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием, транспортировкой, обслуживанием, складированием источников, ионизирующих излучения, и радиоактивных материалов.
— Положение о порядке лицензирования производства и реализации средств фитосанитарного назначения.
— Положение о порядке лицензирования деятельности по разработке, производству и реализации криптографических и технических средств защиты информации, предоставлению услуг в области криптографической и технической защиты информации;
— в целях повышения конкурентоспособности отечественной хлебобулочной продукции подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия «О внесении изменений в Таможенный тариф Республики Абхазия (ввозные таможенные пошлины), утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия от 21 июня 2005г. № 127»;
— в целях предоставления участникам внешнеэкономической деятельности отсрочки уплаты таможенных платежей подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия «Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления участникам внешнеэкономической деятельности отсрочки уплаты таможенных платежей» от 27 марта 2019 г. № 52.
Практическая значимость предложенных мер позволяет определить эффективность функционирования таможенных органов республики и оценить деятельность отдельных групп государственных служащих, реализующих таможенную политику РА.
Тема 3. Теоретические и практические аспекты антикризисного управления предприятием.
Этапы:
а) исследование методологических основ антикризисного управления предприятием 1-3 кв. 2019 г.;
б) разработка методов экономической диагностики кризисного предприятия – 4 кв. 2019 г.
Исполнители: д.э.н., проф., акад. АНА Шалашаа З.И. – научный руководитель, д.т.н., проф. Багрецов С.А., д.э.н., доц. Воробьев Н.Н., д.э.н., проф. Жангоразова Ж.С., Багба А.Н., Кварчия О.В., к.т.н. Кварчия Л.Г., Ардзинба Д.Т., Кишмария И.М.
Теоретическая новизна научной темы связана с тем, что выход из кризисного состояния национальной экономики и ее отраслей, а затем и экономического роста в стране определяется не силой государства, а эффективностью косвенного государственного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, осуществления структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних хозяйственных систем, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.
Преодоление кризисного состояния в производственном секторе экономики требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта. При этом, государственные органы власти должны опираться на эффективно функционирующие предпринимательские хозяйствующие субъекты, являющиеся основой эффективного государства.
Практические результаты научной темы показывают, что:
— в современных условиях любая страна, вне зависимости от стадии экономического развития, социально-экономической системы хозяйствования, а также технологического способа производства, не может эффективно функционировать без использования в воспроизводственном процессе современных инновационных технологий. Причем, осуществление инновационной предпринимательской деятельности позволяет произвести товары и услуги, которые наилучшим способом смогут удовлетворить постоянно растущие потребности общества, так как в этом случае повышается рыночный спрос на материальные блага, обладающие большей потребительной стоимостью и полезностью;
— инновационная предпринимательская деятельность активно разрушает традиционные способы производства товаров и услуг, заменяя их новыми современными способами производства, основанными на новой технике и технологиях, способных создавать инновационные и конкурентоспособные товары. В этом процессе положительный экономический эффект достигается только в том случае, когда в производственном секторе национальной экономики страны создается инновационный сектор экономики, объединяющий, как и все факторы производства, так и связанные с ними необходимые условия воспроизводства, включающие и инфраструктуру предпринимательства.
— одним из важнейших факторов, повышающих экономическую эффективность функционирования национальной экономики является конкуренция, являющейся цивилизованной формой экономической состязательности хозяйствующих субъектов с целью достижения наилучшего конечного результата функционирования при соблюдении общеустановленных государством норм и правил поведения на рынке;
— установление монополии подрывает основы конкуренции и основополагающие принципы функционирования рыночной системы. С другой стороны, важно заметить, что существование монополии в определенных сферах хозяйствования неизбежны в условиях рыночной экономики. При этом экономические и правовые подходы к проблеме монополии и конкуренции не одинаковы. Экономическим содержанием монополии является власть поставщика товара над условиями его реализации. Монополия характеризуется высокой степенью концентрации рынка на стороне предложения, при этом поставщики зачастую ограничивают объемы продукции, завышают цены и стараются не допускать в данную сферу новых конкурентов.
Вышеотмеченные негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции. При этом основная задача антимонопольной политики состоит в поддержании экономически и социально приемлемого уровня концентрации рынков, чтобы конкуренция способствовала повышению дисциплины на предприятиях и обеспечивала наиболее выгодное использование имеющихся ресурсов.
Тема 4. Исследование состояния и перспектив использования потенциала Черноморского приморья Абхазии.
Этапы:
а) экономическая оценка Черноморского приморья Абхазии – 1-3 кв. 2019 г.;
б) перспективы рационального использования Черноморского приморья Абхазии – 3-4 кв. 2019 г.
Исполнители: Шалашаа З.И. – научный руководитель, Барцыц Л.М., Багба А.Н.
Теоретическая новизна научной темы связана с тем, что территория Абхазии, расположенная на северо-западе Большого Кавказа отличается уникальными природными ландшафтами. Значительный интерес представляют субтропики Абхазии, сформировавшиеся на Черноморском побережье до высоты 600 м над уровнем моря. На формировании субтропиков Абхазии существенную роль сыграли сочетания климатических, геологических и других ландшафтообразующих факторов.
Исследование субтропиков Абхазии является важнейшей задачей в определении био -экосистемы всего Кавказа.
Практические результаты.
В научной теме определены:
— географическая характеристика формирования и развития Черноморского приморья Абхазии;
— границы Приморья Абхазии;
— геологическая история ее развития;
— влияние климатического режима на Черноморском побережье Абхазии и формирование на этой основе природных ландшафтов Причерноморья.
II. ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИКАЦИЙ.
IV. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
4.1. Результаты научной деятельности применялись авторами в учебном процессе, в чтении курсов лекций, подготовленных ими по экономическим и правовым дисциплинам, читаемых в АГУ и СОИ. Студенты и аспиранты Вузов используют материалы авторов в качестве основной и дополнительной научной литературы при подготовке к семинарским занятиям и написании курсовых, дипломных, магистерских работ и кандидатских диссертаций.
4.2. Подготовлен к третьему изданию, дополненный и переработанный учебник академика АНА Шалашаа З.И. «Государственное регулирование национальной экономики» для студентов управленческих и экономических специальностей высших учебных заведений. Электронная версия (Для издания на абхазском языке ГК РА по языковой политике).
4.3. Шалашаа З.И. является научным руководителем аспиранта АНА по ИЭП АНА первого года очного обучения по спец. 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством» Ардзинба Давида Темуровича (Отчет за 1-ое полугодие 2018-2019 уч. года прилагается).
4.4. Пилия Д.Э. является научным руководителем аспиранта АНА по ИЭП АНА первого года очного обучения по спец. 12.00.02 – «Конституционное право» Кишмария Инала Михайловича (Отчет за 1-ое полугодие 2018-2019 уч. года прилагается).
4.5. Гуния А. А. принимал участие в организации научного взаимодействия с факультетом права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика» (Российская Федерация, город Москва), предварительно проработаны аспекты возможного сотрудничества в части предоставления образовательных услуг государственным служащим Республики Абхазия по ряду программ дополнительного образования на базе факультета права НИУ ВШЭ.
Им был организован и успешно реализован интенсивный курс повышения квалификации работников ряда министерств, Контрольной палаты Республики Абхазия и Аппарата Кабинета Министров Республики Абхазия на базе факультета права НИУ ВШЭ по следующим разделам: Гражданское право: основные проблемы, новеллы гражданского законодательства — 22 ауд. ч.; Контрактная система в сфере закупок товаров/работ/услуг для государственных нужд — 8 ауд. ч. Место проведения курсов: г. Москва, НИУ ВШЭ.
Научным сотрудником Гуния А. А. в ноябре 2019 года пройден курс повышения квалификации и выдано удостоверение о повышении квалификации в НИУ ВШЭ (установленного Министерством образования и науки РФ образца), проведена рабочая встреча с деканом факультета права НИУ ВШЭ.
4.6. Научные труды Шалашаа З.И., Багрецова С.А., Воробьев Н.Н. представлены на VI Московском Международном Салоне образования (Москва, 10-13 апреля 2019 г.); на международной книжной выставке BOOKEXPO AMERICA (29-31 мая 2019 г., Нью-Йорк, США); на международной выставке HONG KONG BOOK FAIR 2019 (КНР, Гонконг, 17-23 июля 2019 года); на международной выставке BUCH WIEN (6-10 ноября 2019 года, Вена, Австрия):
— Багрецов С.А., Воробьев Н.Н., Шалашаа З.И. Интеллектуальные ресурсы организации. Учебное пособие. – М.: Илекса, 2011. – 20,9 п.л.
— Шалашаа З.И. Специфика регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений в особых регионах постсоветского пространства. Монография. Москва: МАКС Пресс, 2007. – 17,5 п.л.
— Шалашаа З.И. Учебник «Государственное регулирование национальной экономики» (третье издание, дополненное и переработанное) для студентов управленческих и экономических специальностей высших учебных заведений. Электронная версия. – Сухум, 2019. – 19,0 п.л.
V. РАБОТА УЧЕНОГО СОВЕТА.
Работа Ученого совета проводилась в соответствии с годовым планом заседаний Ученого совета ИЭП АНА на 2019 год, в которых обсуждались следующие вопросы:
6.1. В рамках исполнения научной темы «Исследование состояния и перспектив использования потенциала Черноморского приморья Абхазии» 22 мая и 20 июля 2019 г. осуществлены выезды в Галский район, где с участием специалистов Администрации района проведены научные консультации по сбору первичной информации природно-ресурсного и экономического потенциала района.
6.2. Выдана рецензия Директором ИЭП АНА акад. Шалашаа З.И. на учебное пособие для общеобразовательных учебных учреждений авторов М.Р. Чалмаз, И.М. Кишмария, Л.А. Пилия «Финансовая грамотность» 11 класс. – Сухум, 2019. Утверждено Министерством образования и науки РА.
6.3. Постановлением Народного Собрания-Парламента РА от 2019 г. в состав комиссии Парламента по налоговой реформе включены Шалашаа З.И. и Гулиа А.Р.
6.4. По поручению Президента АНА экспертная группа Института экономики и права АНА (Шалашаа З.И., Габеева З.Г., Цушба А.С.) провела анализ письма Директора ГНУ «СФТИ АНА» на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, и других обязательных платежей и сборов в бюджет и консолидированное мнение по данной проблеме представлено в Президиум АНА.
6.5. По официальному обращению НП «Ассоциация предпринимателей Абхазии» (вх. №2 06 от 8 апреля 2019 г.) ИЭП АНА провела научную экспертизу Закона «О налоге на добавленную стоимость» № 3912-с-А от 30 ноября 2015 г. и представила в Администрацию Президента РА (исх. № 14 от 10.04. 2019 г.), Парламент РА (исх. № 15 от 10.04. 2019 г.) и НП «Ассоциация предпринимателей Абхазии» поправки в действующий закон (исх. № 17 от 22.04. 2019 г.).
6.6. Распоряжением президента РА № 421-рп от 13 ноября 2019 г. директор ИЭП АНА, д.э.н., проф. академик АНА Шалашаа З.И. включен в состав рабочей группы по внесению изменений в проекты Законов «Об упрощенной системе налогообложения» ( № 930-VI) и «О внесений изменений в части регулирования НДС» ( № 924-VI).
6.7. Участие Гуния А.А. в рабочей группе, созданной Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия, по подготовке законопроектов, участие в комитетских заседаниях, обсуждение проектов нормотворчества с представителями общественных организаций.
VII. ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ДОГОВОРЫ ИЭП АНА С ИНОСТРАННЫМИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В 2019 г.
VIII. ПРОПАГАНДА НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (СМИ)
Отчет рассмотрен на заседании Ученого совета ИЭП АНА, Протокол № 8 от 20 декабря 2019 г.
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ УЧЕНОГО СОВЕТА ИЭП АНА
________________канд. экон. наук ГОЛЕУЗОВА Э.С.