АКАДЕМИЯ НАУК АБХАЗИИ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Утверждаю:
Директор Института экономики и права д.э.н., проф., акад. АНА З.И. Шалашаа, 16 декабря 2020 г.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЕ
ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА АНА за 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ
В ИЭП АНА согласно плану научно-исследовательских работ, утвержденному Президиумом АНА на 2020 год, было запланировано начало научной деятельности по исследованию 5 проблем, включающим 9 тем.
В 2020 году НИР в Институте осуществляли 15 научных сотрудников, штатных работников, а также 3 члена Ученого совета, докторов экономических наук, внештатных сотрудников, из Российской Федерации и г. Донецка.
Научный состав ИЭП АНА за 2020 г. включает:
— доктор экономических наук, профессор, академик АНА – 1 чел.;
— доктор экономических наук, профессор – 2 чел.;
— доктор экономических наук, доцент – 2 чел.;
— доктор технических наук, профессор – 1 чел.;
— кандидат экономических наук – 3 чел.;
— кандидат юридических наук – 2 чел.;
— кандидат технических наук – 1 чел.;
— научный сотрудник – 6 чел.
Среди наиболее важных результатов научной деятельности ИЭП АНА в 2020 г. можно выделить:
Наряду с этим, силами штатных научных сотрудников ИЭП АНА за 2020 г. издано 1 учебное пособие и 23 научных статьей, авторами, которых являются 10 чел.
Всего приняло участие 12 чел. в 9 конференциях, в том числе:
— на очной основе 1 конференция в г. Сухум, в которой участвовало 10 чел.;
— на очной основе в городах Российской Федераций (Москва, Нальчик, Ставрополь, Сочи) – 4 конференции, участвовало – 7 чел.;
— в режиме онлайн-конференций – 8 чел.
II. НАУЧНЫЕ ТЕМЫ, В РАМКАХ КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ, НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Тема 1. Экономический и правовой мониторинг законодательных и других нормативно-правовых актов Республики Абхазия.
Этапы:
а) подготовка предложений по совершенствованию налогообложения доходов иностранных предпринимателей в РА.
В рамках данной темы научными сотрудниками ИЭП АНА Гулиа А.Р., Гуния А.А., Адзинба К.Г., Аристава А.Ш., Голеузовой Э.С., Лазба Ф.А., Цаава Л.Б. под руководством Шалашаа З.И. и Пилия Д.Э. подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Закон РА «О налоге на добавленную стоимость» (от 30 ноября 2018 г.) по отношению к предпринимателям, осуществляющим внешнеэкономические поставки на таможенную территорию РА и представлены в Народное Собрание-Парламент РА и в Администрацию Президента РА в феврале 2020 г.
Актуальность темы научного исследования связана с тем, что в современных условиях Абхазия находится на этапе формирования новой социально-экономической системы, при котором происходят преобразования в социально-экономической и правовой сферах, что в свою очередь, требуют внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и другие нормативные-правовые акты РА. Отметим, что результаты законотворческого процесса не всегда в полной мере отражают динамику и направленность социальных процессов. Возникающие между законодательными установлениями и общественными потребностями «нестыковки» имеют различную природу, политико-правовую и социальную цену. Анализ содержательных и процедурных аспектов внесения изменений в законодательство позволяет расширить и обогатить представления об арсенале средств правового воздействия, способствует принятию взвешенных и одновременно быстрых организационно-управленческих действий, раскрывает социальную ценность, экономичность и, в конечном счете, справедливость законотворческой и интерпретационной деятельности.
Исследования, проводимые в рамках данной научной темы, носят не только теоретический, но и научно-прикладной характер, т.к. в настоящее время национальные предприниматели, импортирующие товары, которые не производятся в РА, обязаны в соответствии с законом РА «О налоге на добавленную стоимость» (от 30 ноября 2018 г.) уплачивать НДС по ставке 10% на таможенной границе РА при представлении таможенной декларации, а также 3% таможенного сбора до реализации завозимых товаров. За период между ввозом и реализацией товар может испортиться и в этом случае предприниматели несут финансовые убытки, которые государство им не возмещает.
В целях государственной поддержки национальных предпринимателей ИЭП АНА представил возможные способы решения данной проблемы в Администрацию Президента РА и в Парламент РА.
Теоретическая новизна научной работы состоит в том, что в ней предлагаются наиболее эффективные инструменты государственной экономической политики в форме налоговых инструментов регулирования, которые, в свою очередь, содействуют эффективному функционированию предпринимателей.
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
Проект поправок в Закон РА «О налоге на добавленную стоимость».
В рамках реализации НИР в ИЭП АНА в апреле 2019 г. обратилась НП «Ассоциация предпринимателей Абхазии» с просьбой о проведении экспертизы Закона РА «О налоге на добавленную стоимость» (от 30 ноября 2018 г.) и подготовки необходимых поправок в действующий Закон. В результате проведенного исследования Шалашаа З.И., Гулиа А.Р., Багба А.Н. подготовлены предложения для внесения изменений в действующие законы по налогообложению, в т.ч. и в Закон РА «О НДС».
Одним из важнейших направлений деятельности государственных органов власти в Абхазии должен быть поиск оптимальной системы налогообложения, которая способствовала бы успешному развитию предпринимательства и обеспечивала бы необходимый и достаточный уровень государственного бюджета страны. В этих целях необходимо проведение трансформации налоговой системы республики и разработка нового механизма налогообложения доходов национальных предпринимателей и субъектов внешнеэкономической деятельности.
Основной целью налоговой политики в условиях Абхазии должна быть наряду с максимальной собираемостью налогов и решение таких важнейших задач, как:
а) формирование более справедливой налоговой системы по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных социально-экономических условиях и отвечать принципу социальной справедливости;
б) поддержка и защита национальных производителей путем проведения протекционистской политики;
в) содействие экономической стабилизации в республике и экономическому росту;
г) соблюдение принципа единого подхода ко всем налогоплательщикам, в том числе участникам внешнеэкономической деятельности.
Налоговая система Абхазии нуждается в системном реформировании в целях материальной поддержки и стимулирования, прежде всего, деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), что реально содействует решению одной из острых макроэкономических проблем страны – увеличению уровня занятости.
По реформе налога на добавленную стоимость (НДС).
НДС – это налог, которым облагаются предприятия, создающие дополнительную рыночную ценность товару или услуге и вычисляемый исходя из разницы между новой рыночной стоимостью и предыдущей, т.е. в этом случае товар или услуга продается по более дорогой цене. Другими словами, он исчисляется из разницы между выручкой от продажи товара или услуги и суммой средств, затраченных на покупку данного товара, материалов или сырья у сторонней организации (это может быть, как создание более сложного продукта, так и простая перепродажа купленного ранее товара по более дорогой цене), как это имеет место в Абхазии.
Бремя данного вида налога не ложится исключительно на бизнес, так как когда готовый продукт поступает в розничную продажу, за него платит покупатель (физическое или юридическое лицо).
Известно, что декларацию в ИМНС подает предприниматель (как налоговый агент), а проигрывает в цене, в конечном счете, покупатель, возмещая налог косвенным образом продавцу (при оплате покупатель уплачивает дополнительные 10% стоимости, заложенные в товар, а также таможенный сбор в размере 3% от таможенной стоимости товара).
В настоящее время НДС в РА устанавливается по ставкам в размере:
а) 0% — на продовольственные товары, лекарственные препараты и другие товары, оборудование, по перечню определяемой Кабинетом Министров Абхазии;
б) 10% — на другие виды товаров (работ, услуг).
(100% платежей поступает в республиканский бюджет).
На практике это косвенный платеж, введенный после объявления режима беспошлинной торговли между РА и РФ в 2015 г.
По Закону «О НДС» (1994 г.) налог взимался только с наценки, а не со всего оборота товара.
В свете вышеизложенного для реформы НДС по отношению к предпринимателям (национальных и иностранных), ввозящих товары на таможенную территорию РА ИЭП АНА предложил Народному-Собранию Парламенту РА следующие меры:
Данное предложение в виде законопроекта принят Народным-Собранием Парламентом РА 30 декабря 2020: «Депутаты Парламента приняли во втором чтении изменения в некоторые законодательные акты РА в части регулирования НДС. В соответствии с изменением, вносимым в Таможенный кодекс РА, в случае ввоза в республику товаров, таможенные платежи по которым составляют не менее 50000 рублей, предусматривается беспроцентная отсрочка уплаты таможенных платежей. При этом отсрочка не может превышать трех месяцев со дня принятия таможенной декларации»[1].
— 0% — на ввоз продовольственных товаров первой необходимости, лекарственных препаратов и других товаров, оборудование, по перечню определяемой Кабинетом Министров Абхазии в соответствии с ТН ВЭД;
— 5 % — на другие виды продовольственных и промышленных товаров, не производимых в РА, также определяемых перечнем Кабинета Министров РА в соответствии с ТН ВЭД;
Необходимо заметить, что Предложения научных сотрудников ИЭП АНА по реформе НДС был учтены в Проекте Парламента РА «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Абхазия в части регулирования НДС» (исх. № 879 от 19 июля 2019 г.), однако не приняты в виде законопроекта, что значительно осложняет финансово-экономическую деятельность, как национальных, так и иностранных предпринимателей, ввозящих товары на территорию РА. Данная проблема еще больше обострила финансовое положение предпринимателей в условиях кризисной ситуации, вызванной ПАНДЕМИЕЙ.
ОБЩИЙ ВЫВОД:
Научные сотрудники ИЭП АНА считают, что государственным органам управления в своей деятельности необходимо отстаивать общенациональные интересы, которые не должны противоречить экономическим интересам, как государства, так и предпринимательских структур и в этом случае можно добиться стабильного и эффективного социально-экономического развития Республики Абхазия и в этом направлении должна быть организована, в том числе и работа по совершенствованию налогообложения доходов иностранных предпринимателей в РА.
В рамках нормотворческой деятельности Цаава Л.Б. подготовлены:
проекты Соглашении между органами местного самоуправления Республики Абхазия и органами местного самоуправления Субъектов Российской Федерации. В частности, между Сухумским городским Собранием Республики Абхазия и:
(Проекты Соглашений прилагаются).
В рамках исполнения темы исследования научным сотрудником ИЭП АНА канд. юрид. наук Гуния А.А. разработаны проекты:
1) Новый проект Конституционного Закона Республики Абхазия «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия»;
2) Закона Республики Абхазия «О государственных и муниципальных закупках»;
3) Закона Республики Абхазия о внесении изменений в Закон Республики Абхазия от 18 ноября 2015 года № 3909-с-V «О противодействии коррупции»; Гражданский кодекс Республики Абхазия (часть первая) от 13 июля 2006 года № 1409-с-XIV; Гражданский кодекс Республики Абхазия (часть вторая) от 11 июня 2008 года № 2036-с-IV.
В частности, ПРОЕКТ НОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «О КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ (ПРАВИТЕЛЬСТВЕ) РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ» (далее – проект Закона), направленный на исключение терминологических неточностей и технических ошибок, содержащихся в действующей редакции Конституционного закона Республики Абхазия от 13 августа 1996 года № 290-с «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия» (далее – действующий Закон или Закон) направлен на:
— улучшение внутреннего построения данного законодательного акта, подразделения статей Закона на части (с обозначением соответствующих частей арабскими цифрами) и пункты;
— восполнение пробелов в нормативно-правовом регулировании и совершенствования установленных действующим Законом правовых норм, определяющих структуру, компетенцию, порядок формирования и деятельности Кабинета Министров Республики Абхазия; установление новых правовых норм и правовых принципов;
— установление новой системы формирования центральных органов государственного управления с внесением правовой ясности в видовые отличия центральных органов государственного управления, закрепления основных функций и компетенций данных органов, порядка их деятельности.
К числу основных, концептуальных изменений и дополнений, предлагаемых проектом Закона, относятся нижеприведенные меры.
Проектом Закона предлагается новая редакция части 2 статьи 4 Закона, дополняющая и конкретизирующая перечень органов государственной власти и государственных органов (в частности, посредством включения в перечень Конституционного суда Республики Абхазия, Арбитражного суда Республики Абхазия, Контрольной палаты Республики Абхазия), исключающая неправомерное упоминание в данной части «Государственной налоговой службы» (Министерство по налогам и сборам Республики Абхазия входит как центральный орган государственного управления в структуру Кабинета Министров Республики Абхазия).
Проектом Закона предлагается новая часть 2 статьи 6, направленная на внесение правовой определенности и однозначности в вопросе определения окончания процесса формирования Кабинета Министров Республики Абхазия. Проектом Закона предлагается новая редакция части 7 и новая часть 8 статьи 7 Закона, направленная на обеспечение трудовых прав работников (должностных лиц), соблюдение требований трудового законодательства:
— в части 7 статьи 7 предлагается дополнение, устанавливающее, что лица, с которыми прекращены трудовые отношения в связи с отставкой Кабинета Министров Республики Абхазия, продолжают осуществление функций в качестве исполняющих обязанности с выплатой им заработной платы;
— в связи с тем, что существует правовая неопределенность в вопросе – как должны регулироваться трудовые отношения с лицами, с которыми прекращены трудовые отношения в связи с отставкой Кабинета Министров Республики Абхазия (продолжающими последующее исполнение обязанностей) и при этом Кабинетом Министров Республики Абхазия в течение установленного трехмесячного срока не осуществлено повторное утверждение данных лиц в ранее занимаемых должностях или иных должностях, предлагается соответствующий трудовому законодательству принцип – по истечении трех месяцев со дня принятия решения об отставке Кабинета Министров Республики Абхазия и отсутствия принятого в установленный срок решения Кабинета Министров Республики Абхазия о назначении иных лиц на вакантные должности или о повторном назначении (утверждении) указанных в части 7 статьи 7 Закона должностных лиц, названные должностные лица считаются утвержденными в ранее занимаемых должностях.
Проектом Закона в статье 8 предлагается установление дополнительных ограничений, связанных с пребыванием в составе Кабинета Министров Республики Абхазия, занятием руководящей должности в центральных и местных органах государственного управления, что обусловлено субъектным составом и повышенными требованиями к лицам, претендующим или занимающим соответствующие руководящие должности, направлено на обеспечение интересов государства, исключение конфликта интересов, минимизирование коррупциогенных факторов.
В проекте Закона в статье 10 осуществлена конкретизация ряд формулировок, устанавливающих полномочия Кабинета Министров Республики Абхазия, также осуществлено дополнение новыми абзацами, раскрывающими основные полномочия Кабинета Министров Республики Абхазия в таких важных вопросах как разработка законопроектов, управление республиканским имуществом, управление подведомственными унитарными предприятиями и учреждениями.
Проектом Закона предлагается новая редакция статьи 12, устанавливающая новую систему формирования центральных органов государственного управления, вносящую правовую ясность в видовые отличия центральных органов государственного управления, закрепляющая основные функции и компетенции данных органов, порядок их деятельности. В частности, предлагается:
– к основной функции министерства отнесена выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
– к основной функции государственной службы отнесен контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также специальные функции;
– к основным функциям государственного управления отнесено оказание государственных услуг, управление государственным имуществом, правоприменительные функции;
Проектом Закона предлагается новая редакция статьи 13, конкретизирующая право Кабинета Министров Республики Абхазия отменять или приостанавливать действие актов подведомственных центральных органов государственного управления с установлением новых оснований – выявления в них коррупциогенных факторов; нарушения или угрозы нарушения прав и свобод граждан, интересов государства. Аналогичный механизм заложен проектом Закона в полномочиях Кабинета Министров Республики Абхазия при отмене или приостановлении действия актов местных органов государственного управления, в полномочиях Премьер-министра Республики Абхазия в части актов руководителей подведомственных центральных органов государственного управления и организаций (ст. 14 и ст. 15 проекта Закона).
Данный механизм направлен на оперативное предотвращение нарушений действующего законодательства, что также соответствует установленной ч. 1 ст. 4 Закона функции Кабинета Министров Республики Абхазия по осуществлению систематического контроля над исполнением законов и иных правовых актов Республики Абхазия другими органами исполнительной власти Республики Абхазия, по принятию мер по устранению их нарушений.
Проектом Закона предлагается внесение изменений в статью 17 Закона, направленных на дополнительное регламентирование порядка проведения заседаний Кабинета Министров Республики Абхазия, прохождения процедуры голосования и выполнения иных процедур, в частности, устанавливается принцип открытости (гласности) заседаний Кабинета Министров Республики Абхазия, устанавливается правило (применяемое на практике) участия в заседаниях без права голосования заместителей членов Кабинета Министров Республики Абхазия (заместителей министров), закрепляется механизм проведения опросных голосований.
Проект Закона предлагает новую редакцию статьи 18 Закона. К числу существенных изменений и дополнений следует отнести:
– установление правовой дефиниции в отношении актов Кабинета Министров Республики Абхазия (постановлений и распоряжений, отличий постановления от распоряжения);
– указание на иные принимаемые акты Кабинета Министров Республики Абхазия, не являющиеся при этом нормативными правовыми актами. К примеру, статьей 6 Закона и статьей 11 Закона Республики Абхазия от 12 марта 1999 года № 487-с-XIII «О Президенте Республики Абхазия» устанавливается, что Кабинет Министров Республики Абхазия заявляет о сложении Кабинетом Министров Республики Абхазия своих полномочий перед вновь избранным Президентом Республики Абхазия, при этом каким актом должно быть оформлено данное заявление, законодательно не определено, данный акт не является нормативным правовым актом и не предполагает его принятие путем голосования;
– установление нового принципа вступления в силу актов Кабинета Министров Республики Абхазия: согласно предлагаемым изменениям постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Абхазия вступают в силу со дня их официального опубликования в установленном настоящим Законом порядке, если иное не предусмотрено в этих актах. Обеспечение реализации данного требования возлагается на Аппарат Кабинета Министров Республики Абхазия. Данная норма направлена на обеспечение прав и интересов граждан и организаций, обеспечение информирования субъектов, регулируемых принимаемыми актами правоотношений о принятых нормах и правилах.
Разработан ПРОЕКТ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ» (далее – проект Закона), направленного на регулирование отношений, возникающих при приобретении товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности и реализации функций органов государственной власти и государственного управления Республики Абхазия, органов местного самоуправления, а также необходимых государственным (республиканскими и муниципальными) предприятиям и учреждениям Республики Абхазия в рамках осуществления ими своей уставной деятельности.
Указанный проект Закона преследует цель:
– восполнения пробелов в нормативно-правовом регулировании и совершенствования законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок;
– установления новых правовых норм и правовых принципов осуществления государственных и муниципальных закупок, направленных главным образом на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений с ними связанных;
– правового регламентирования системы формирования государственных и муниципальных заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), закрепления основных функций и компетенций органов государственной власти и государственного управления при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
Сферой применения настоящего проекта Закона являются отношения, возникающие при приобретении товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также надлежащего выполнения государственных функций органами государственной власти и государственного управления Республики Абхазия, органами местного самоуправления либо уставной деятельности государственными (республиканскими и муниципальными) предприятиями и учреждениями Республики Абхазия.
Проект Закона устанавливает случаи, на которые действия правовых норм данного акта не распространяются. Проект Закона регламентирует процесс государственных и муниципальных закупок, выделяя три основных этапа:
1) предварительная разработка и утверждение годового плана государственных и муниципальных закупок;
2) выбор поставщика и заключение с ним государственного или муниципального контракта;
3) исполнение государственного или муниципального контракта.
Проект Закона вводит ограничения, связанные с участием в государственных или муниципальных закупках, устанавливает обстоятельства, определяемые как конфликт интересов участников закупок, квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику.
Вводится новый механизм – единый реестр государственных и муниципальных закупок, в котором отражаются следующие сведения:
— информация о заключенных государственных и муниципальных контрактах: стороны контракта, предмет контракта, сроки исполнения контракта, цена (стоимость) контракта, иные существенные условия контракта;
— информация об исполнении контракта и о результатах исполнения сторонами договорных обязательств;
— информация о недобросовестных участниках закупок: потенциальные поставщики или поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам;
— потенциальные поставщики, определенные победителями проведенных закупок, уклонившиеся от заключения контракта;
— поставщики, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними контрактам, с которыми контракт расторгнут.
Важной особенностью проекта Закона является установление механизма обеспечения публичности, представленного в виде единого информационного портала закупок в сети интернет, в котором в обязательном порядке подлежит опубликованию вся информация о закупках. Установлен правовой механизм определения начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Проект Закона устанавливает 4 основных способа осуществления государственных и муниципальных закупок:
– открытый конкурс
– открытый аукцион;
– запрос ценовых предложений;
– закупки из одного источника.
Указанные способы осуществления закупок подробно регламентирует основания, условия, порядок проведения данных процедур определения потенциальных поставщиков по государственным и муниципальным закупкам, последствия нарушения требований данных процедур, обеспечения участия в них.
В проекте Закона подробно регламентируется государственный или муниципальный контракт, определяются его существенные условия, основания внесения изменений в проект контракта либо заключенный контракт.
В проекте Закона предусмотрен порядок обжалования действий (бездействия) заказчика (организатора закупок), уполномоченного органа.
Практическая значимость результатов научного исследования по вышеназванным темам заключается в возможности использования:
а) содержащихся в ней предложений и рекомендаций при реализации государственной экономической политики РА;
б) органами государственной власти при внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и другие нормативно-правовые акты РА;
в) в учебном процессе по экономическим и правовым специальностям.
По результатам научных исследований данной темы научными сотрудниками ИЭП АНА собран и обобщен информационно-аналитический материал по различным проблемам ВЭД и опубликованы в материалах Международных научно-практических конференций (прилагаются).
Научным сотрудником Адзинба К.Г. подготовлены проекты:
— О кадровом резерве государственных органов власти;
— Об утверждении Временного положения о проведении аттестации работников органов государственной власти РА;
— Об утверждении Временного положения о порядке получения дополнительного профессионального образования работников органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций и физических лиц негосударственного сектора РА.
Научное исследование данной темы будет завершено в 2022 г.
Тема 2. Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие государственных органов Республики Абхазия и Академии наук Абхазии (подведомственных АНА государственных научных учреждений) в сфере интеграции академической науки в инновационном развитии государства.
Этапы:
а) анализ Закона Республики Абхазия от 01.08.2005 N 1096-с-XIV «О науке и государственной научно-технической политике» и иных правовых актов в сфере науки;
б) исследование правовых механизмов взаимодействия государственных органов и государственных научных учреждений АНА.
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
В рамках исследования данной темы научными сотрудниками ИЭП АНА Гуния А.А., Адзинба К.Г., Лазба Ф.А., Цаава Л.Б. под руководством Пилия Д.Э. и Шалашаа З.И. проведен анализ реализации Закона Республики Абхазия от 01.08.2005 N 1096-с-XIV «О науке и государственной научно-технической политике» и иных правовых актов в сфере науки и исследованы правовые механизмы взаимодействия государственных органов власти и государственных научных учреждений АНА.
Результаты исследования обобщены и представлены для рассмотрения в Президиум АНА в июне 2020 г. (прилагаются).
Научное исследование данной темы будет завершено в 2021 г.
Тема 3. Предложения и рекомендации по установлению обязательности научной экспертизы законопроектов и иных проектов правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и государственных научных учреждений АНА.
Этапы:
а) формирование предложений и проект изменений и дополнений в некоторые нормативные акты государственных органов;
б) формирование предложений и рекомендаций по установлению обязательности научной экспертизы законопроектов и иных проектов правовых актов органов местного самоуправления;
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
В рамках исследования данной темы научными сотрудниками ИЭП АНА Гуния А.А., Адзинба К.Г., Лазба Ф.А., Цаава Л.Б. под руководством Пилия Д.Э. и Шалашаа З.И. подготовлены предложения и представлены для рассмотрения и обобщения в Президиум АНА в июне 2020 г. (прилагаются).
— по внесению изменений и дополнений в Закон РА от 01.08.2005 N 1096-с-XIV «О науке и государственной научно-технической политике»;
— проект Распоряжения Президента РА «Об определении основных направлений государственной научно-технической политики»;
— проект Распоряжения «О порядке формирования и реализации государственных заказов на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок, научных программ и проектов для государственных нужд»;
— проект Постановления Кабинета Министров РА «О внесении изменения в Регламент работы Кабинета Министров Республики Абхазия, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия от 30 июля 2010 года № 130»;
Подготовлены проекты Указов Президента РА, Постановлений Кабинета Министров РА (прилагаются).
Научными сотрудниками отдела права ИЭП АНА также подготовлены и другие проекты Постановлений Кабинета Министров РА:
1) в соответствии с Указом Президента РА «Об утверждении Положения о магазине беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений» от 13 июля 2009 г. УП-171 подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от «20» февраля 2020 г. №17 «Об утверждении Порядка выдачи лицензии и Положения о выдаче лицензии на создание магазина беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений»;
2) в соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Закона Республики Абхазия от 6 января 2016 года №4018-с-V «О правовом положении иностранных граждан в Республике Абхазия» подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от «26» февраля 2020 г. №22 «Об утверждении размера инвестиций, предоставляющего иностранному гражданину право на получение разрешения на временное проживание в Республике Абхазия»;
3) в соответствии с Конституционным Законом Республики Абхазия от 13 августа 1996 г. №290-с «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия» и в целях формирования системы взглядов на цели, принципы, задачи и направления основных мероприятий создания национальной системы обеспечения безопасности мореплавания Республики Абхазия с учётом современных требований безопасности мореплавания применительно к Черноморскому бассейну и особенностям морской инфраструктуры Республики Абхазия и создания условий для устранения недостатков состояния организации, технического и информационного обеспечения безопасности мореплавания в Республике Абхазия, требующих решения соответствующих проблем в интересах её социально-экономического развития подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от «18» марта 2020 г. №38 «Об утверждении Концепции национальной системы обеспечения безопасности мореплавания Республики Абхазия»;
4) в целях организации мероприятий по обеспечению комплексной безопасности морского транспорта, других объектов ведения морской деятельности и развития их прибрежно-портовой инфраструктуры, охраны окружающей среды и обеспечения надлежащего уровня государственного контроля судоходства на морской акватории Республики Абхазия, а также в соответствии с Законом Республики Абхазия от 14 мая 2014 года №3513-c-V «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия» и Постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия от 14 июля 2016 года №119 «Об утверждении «Порядка разработки, принятия и реализации государственных, ведомственных и межведомственных программ» подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от «18» марта 2020 г. №39 «Об утверждении межведомственной целевой программы на 2020–2024 годы «Создание национальной системы обеспечения безопасности мореплавания Республики Абхазия»;
5) в соответствии со статьей 5 Закона Республики Абхазия от 23 июля 2015 года № 3847-с-V «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия от 10 декабря 2015 года № 174 «Об утверждении «Перечня органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности» и «Формы бланка лицензии», Указом Президента Республики Абхазия от 27 апреля 2020 года № 102 «О структуре Кабинета Министров Республики Абхазия» подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от «2» июня 2020 г. № 65 «О внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Республики Абхазия в части регулирования лицензионной деятельности по пассажирским и международным грузовым автомобильным перевозкам»;
6) подготовлено Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от «4» июня 2020 г. № 67 «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 19 марта 2015 года №25 «Об утверждении «Порядка взаимодействия органов государственного управления Республики Абхазия при реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2017-2019 годы».
Предлагаемые проекты правовых актов направлены на развитие и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличения научного вклада в развитие отраслей хозяйствования, реализации важнейших социальных и экономических задач.
Научное исследование данной темы будет завершено в 2022 г.
Тема 4. Популяризация обеспечения интеграционных связей научных исследований в практике правотворчества в Абхазии.
Этапы:
а) Проведение круглого стола по предварительным итогам обобщения соотношения науки с качеством управленческих решений.
2 июля 2020 г. ИЭП АНА проведен научно-практический семинар-презентация научно-исследовательского проекта на тему: «Исследование правовых механизмов взаимодействия государственных органов власти и государственных научных учреждений АНА» с участием Президиума АНА, подведомственных Институтов, депутатов Народного Собрания-Парламента РА, специалистов Администрации Президента РА, Кабинета Министров РА, зам. главы администрации г. Сухум.
Предложения и рекомендации будут представлены в Администрацию Президента и Народное Собрание-Парламент РА в 2021 г.
Научное исследование данной темы будет завершено в 2022 г.
Тема 5. Разработка инструментов таможенно-тарифного регулирования и экономического стимулирования деятельности предпринимателей-участников ВЭД в РА.
Этапы:
а) научное исследование мер таможенно-тарифного регулирования деятельности субъектов ВЭД;
б) разработка инструментов экономического стимулирования деятельности национальных предпринимателей-экспортеров.
Исполнители: д.э.н., проф., акад. АНА Шалашаа З.И. – научный руководитель, к.э.н. Гулиа А.Р., Багба А.Н., к.э.н. Голеузова Э.С., д.э.н., проф. Жангоразова Ж.С., д.э.н., доц. Шаталова О.И., Цаава Л.Б., Аристава А.Ш.
Актуальность темы научного исследования вытекает из того, что в современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО.
С целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли необходимо форматирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования РА. Таким образом, для обеспечения открытости национальной экономики без существенной потери доходной части бюджета актуальной является задача разработки инструментов таможенно-тарифного регулирования и экономического стимулирования деятельности предпринимателей-участников ВЭД в РА. Главной целью управления в системе таможенных органов является обеспечение реализации экономической политики Республики Абхазия.
Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу как фискальному органу государства, деятельность которого направлена на:
— формирование доходов государственного бюджета;
— повышение роли таможенной службы как правоохранительного органа по противодействию поступления на таможенную территорию РА контрабандных товаров;
— укрепление интеграции таможенной службы Абхазии с таможенными службами России;
— удовлетворение социальных запросов сотрудников таможенной службы.
Становление современной эффективной системы государственной службы, в том числе и в таможенных органах, связано с необходимостью решения ряда проблем:
— эффективность деятельности государства и благополучие общества определяются, прежде всего, качественным исполнением функций управления во всех ветвях государственной власти, состоянием государственного аппарата и, в первую очередь, его кадрового потенциала;
— государственную службу необходимо превратить в средство формирования правового государства, обеспечивающего необходимые условия его взаимодействия с обществом и отдельным гражданином.
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
Практическая значимость предложенных мер позволяет определить эффективность функционирования таможенных органов республики и оценить деятельность отдельных групп государственных служащих, реализующих таможенную политику РА.
По результатам научных исследований данной темы научными сотрудниками ИЭП АНА собран и обобщен информационно-аналитический материал по различным проблемам ВЭД и опубликованы в материалах Международных научно-практических конференций (прилагаются).
Научное исследование данной темы будет завершена в 2021 г.
Тема 6. Теоретические и практические аспекты антикризисного управления предприятием.
Этапы:
а) разработка методов экономической диагностики кризисного предприятия;
б) разработка антикризисной стратегии предприятия в условиях РА.
Исполнители: д.э.н., проф., акад. АНА Шалашаа З.И. – научный руководитель, д.т.н., проф. Багрецов С.А., д.э.н., доц. Воробьев Н.Н., д.э.н., проф. Попова И.В., Багба А.Н., Кварчия О.В., к.т.н. Кварчия Л.Г. , Аристава А.Ш.
Теоретическая новизна научной темы связана с тем, что выход из кризисного состояния национальной экономики и ее отраслей, а затем и экономического роста в стране определяется не силой государства, а эффективностью косвенного государственного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, осуществления структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних хозяйственных систем, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.
Преодоление кризисного состояния в производственном секторе экономики требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта. При этом, государственные органы власти должны опираться на эффективно функционирующие предпринимательские хозяйствующие субъекты, являющиеся основой эффективного государства.
Практические результаты научной темы показывают, что:
— в современных условиях любая страна, вне зависимости от стадии экономического развития, социально-экономической системы хозяйствования, а также технологического способа производства, не может эффективно функционировать без использования в воспроизводственном процессе современных инновационных технологий;
— инновационная предпринимательская деятельность активно разрушает традиционные способы производства товаров и услуг, заменяя их новыми современными способами производства, основанными на новой технике и технологиях, способных создавать инновационные и конкурентоспособные товары. В этом процессе положительный экономический эффект достигается только в том случае, когда в производственном секторе национальной экономики страны создается инновационный сектор экономики, объединяющий, как и все факторы производства, так и связанные с ними необходимые условия воспроизводства, включающие и инфраструктуру предпринимательства.
— одним из важнейших факторов, повышающих экономическую эффективность функционирования национальной экономики является конкуренция, являющейся цивилизованной формой экономической состязательности хозяйствующих субъектов с целью достижения наилучшего конечного результата функционирования при соблюдении общеустановленных государством норм и правил поведения на рынке;
— установление монополии подрывает основы конкуренции и основополагающие принципы функционирования рыночной системы. С другой стороны, важно заметить, что существование монополии в определенных сферах хозяйствования неизбежны в условиях рыночной экономики. При этом экономические и правовые подходы к проблеме монополии и конкуренции не одинаковы. Экономическим содержанием монополии является власть поставщика товара над условиями его реализации. Монополия характеризуется высокой степенью концентрации рынка на стороне предложения, при этом поставщики зачастую ограничивают объемы продукции, завышают цены и стараются не допускать в данную сферу новых конкурентов.
Вышеотмеченные негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
По результатам исследований данной темы научными сотрудниками ИЭП АНА собран и обобщен информационно-аналитический материал по проблемам антикризисного управления, их результаты опубликованы в материалах Международных научно-практических конференций (прилагаются).
Исследование проблемы «Антикризисное управление на микроуровне национальной экономики Абхазии» завершено в 2020 году, и составлен Акт приемки научно-исследовательской работы ИЭП АНА по завершенной теме: «Теоретические и практические аспекты антикризисного управления предприятием» за период с 1 января 2019 г. по 15 декабря 2020 г. (прилагается).
Тема 7. Разработка проекта: «Экономический механизм развития бизнес-проектов в сельских территориях РА».
Этапы:
а) разработка и презентация бизнес-проектов для сельских территорий РА в 2020 г.
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
Научными сотрудниками ИЭП АНА Багба А.Н., Кварчия Л.Г., Жангоразовой Ж.С., Кварчия О.В. под руководством Шалашаа З.И., и Воробьева Н.Н. проведено исследование экономического механизма функционирования предпринимательских структур в сельских территориях и на этой основе составлен условный бизнес-проект ООО «АБХАЗ-ЧЛОУ-РЕГИОН» в качестве дорожной карты для их развития (прилагается).
Результаты исследования по данной теме и основное содержание бизнес-проекта были представлены на научно-практическом семинаре ИЭП АНА в конце 2019 года (г. Сухум, 8 ноября 2019 г.).
Научное исследование данной темы будет завершено в 2021 г.
Тема 8. Исследование состояния и перспектив использования потенциала Черноморского побережья Абхазии.
Этапы:
а) перспективы рационального использования Черноморского побережья Абхазии.
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
Научным сотрудником ИЭП АНА Барцыц Л.М. осуществляется исследование проблем рационального использования Черноморского побережья Абхазии. Им собран информационно-аналитический материал, основное содержание проведенных исследований представлены на национальных и международных научно-практических конференциях, а их результаты, опубликованы в нескольких научных статьях (прилагаются).
Научное исследование данной темы будет завершено в 2021 г.
Тема 9. «Физико и экономико-географическое исследование юго-восточной Абхазии (Галский район)».
Этапы:
а) составление крупномасштабной карты Галского района.
Наиболее значимые результаты научного исследования, полученные в 2020 году:
Научными сотрудниками ИЭП АНА Багба А.Н., Шалашаа З.И. под руководством Барцыц Л.М. и Воробьева Н.Н. подготовлено физико и экономико-географическое описание Галского района Абхазии. Заключен договор между ИЭП АНА и Администрацией Галского района о сотрудничестве в реализации темы.
Научное исследование данной темы будет завершено в 2021 г.
III. ПЕРЕЧЕНЬ ПУБЛИКАЦИЙ
5.1. Результаты научной деятельности научных сотрудников ИЭП АНА применяются в учебном процессе, в чтении курсов лекций, подготовленных ими по различным экономическим и правовым дисциплинам, читаемым в АГУ, СОИ, российских ВУЗах и Вузах г. Донецка.
5.2. Студенты и аспиранты Вузов используют материалы научных сотрудников ИЭП АНА в качестве основной и дополнительной научной литературы при подготовке к семинарским занятиям и написании курсовых, дипломных, магистерских работ и кандидатских диссертаций.
5.3. Научные сотрудники ИЭП АНА являются научными руководителями выпускников АГУ, СОИ, российских ВУЗов и Вузов г. Донецка для подготовки:
— выпускных квалификационных работ по программе «бакалавриата»;
— дипломных работ по программе «специалитета»;
— магистерских выпускных квалификационных работ.
5.4. Научные статьи сотрудников ИЭП АНА: д.э.н., проф., академика АНА Шалашаа З.И, д.э.н. Воробьева Н.Н., Багба А. Н., Барцыц Л.М., к.э.н. Гулиа А.Р., Кварчия О.В., содержащиеся в сборнике трудов по материалам международной научно-практической конференции «Государство в международной трансформации экономики: безопасность, региональные возможности и реалии» (Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, 02-05.04.2020 г.) по результатам ХLV-ой юбилейной международной выставке-презентации учебно-методических и литературно-художественных изданий в мае 2020 г. в г. Москва, Российской Академии Естествознания удостоены звания победителя профессионального конкурса «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА» (Сертификаты прилагаются).
5.5. На VII-ом Московском международном Салоне образования (26-29 апреля 2020 года, Москва), проведенном в новом формате представлена информация о книгах научных сотрудников ИЭП АНА и вошли в аннотированный каталог:
— Багрецов С.А., Воробьев Н.Н., Шалашаа З.И. «Интеллектуальные ресурсы организации». Учебное пособие. – М.: Илекса, 2011. – 20,9 п.л., 360 с.
— Шалашаа З.И. Специфика регулирования экономики в условиях становления рыночных отношений в особых регионах постсоветского пространства. Монография. Москва: МАКС Пресс, 2007. – 17,5 п.л.
— Шалашаа З.И. Учебник «Государственное регулирование национальной экономики» (третье издание, дополненное и переработанное) для студентов управленческих и экономических специальностей высших учебных заведений. Электронная версия. – Сухум, 2019. – 19,0 п.л.
— Багрецов С.А., Воробьев Н.Н., Шалашаа З.И. Интеллектуальные ресурсы организации. Учебное пособие. – М.: Илекса, 2011. – 20,93 п.л., 360 с. вошла в каталог ХLV юбилейной международной выставки-презентации учебно-методических и литературно-художественных изданий.
VI. РАБОТА УЧЕНОГО СОВЕТА
Работа Ученого совета проводилась в соответствии с годовым планом заседаний Ученого совета ИЭП АНА на 2020 год, в которых обсуждались следующие вопросы:
VII. РАБОТА С АСПИРАНТАМИ И СОИСКАТЕЛЯМИ
7.1. Докт. экон. наук, проф., академик АНА Шалашаа З.И. является научным руководителем:
— аспиранта АНА по ИЭП АНА второго года очного обучения Ардзинба Д.Т.
— соискателя ИЭП АНА 1-го года обучения Хамгокова И.С.
7.2. Канд. юрид. Наук Пилия Д.Э. является научным руководителем аспиранта АНА по ИЭП АНА второго года очного обучения Кишмария И.М.
Результаты выполнения индивидуальных планов работ аспирантами Ардзинба Д.Т., Кишмария И.М. и соискателем Хамгокова И.С. заслушаны на Ученом совете ИЭП АНА 16 декабря 2020 г. (Протокол № 7) и положительно оценена их работа за отчетный период, т.к. ими в полном объеме выполнены все запланированные учебные и научные мероприятия. Они рекомендованы Президиуму АНА о переводе их на следующий год обучения.
7.3. Канд. экон. наук, доцент Лазба Ф.А. является научным руководителем аспиранта 1-го года обучения Хинтба Т.Т.
VIII. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
8.1. В рамках исполнения научной темы «Исследование состояния и перспектив использования потенциала Черноморского побережья Абхазии» научные сотрудники ИЭП АНА Шалашаа З.И., Багба А.Н., Барцыц Л.М. и Воробьев Н.Н. 08 июня 2020 г. осуществлен выезд в Галский район, где с участием специалистов Администрации района проведена научная консультация по сбору первичной информации природно-ресурсного и экономического потенциала района и заключен договор о сотрудничестве.
8.2. Шалашаа З.И. включен в состав Оргкомитета международной научно-практической конференции «Государство в международной трансформации экономики: безопасность, региональные возможности и реалии». Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (г. Невинномысск, 02-05.04.2020 г.).
8.3. ИЭП АНА является одним из организаторов Международной научно-практической конференции «Национальные приоритеты и безопасность» в Кабардино-Балкарском государственном аграрном университете (г. Нальчик, 15–16 октября 2020 г.).
IX. ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ДОГОВОРЫ ИЭП АНА С ИНОСТРАННЫМИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В 2020 г.
Отчет рассмотрен и одобрен на заседании Ученого совета Института
Протокол заседания Ученого совета ИЭП АНА № 7 от 16 декабря 2020 г.
Ученый секретарь, канд. экон. наук Э.С. Голеузова
[1] https://apsnypress.info/ru/item/1940-oplata-tamozhennoj-poshliny-i-nds-pri-vvoze-tovarov-na-summu-bolee-50-tysyach-rublej-mozhet-byt-otlozhena-na-tri-mesyatsa